Организации образовательной деятельности с детьми 5-6 лет через центры активности


Данный материал раскрывает организацию образовательной деятельности с детьми 5-6 лет через центры активности по программе "Открытия" под  редакцией Е.Г. Юдиной.

Скачать:


Условия современности таковы, что дошкольник не может быть  «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые  к первокласснику, заставляют родителей «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т.д.». Но зачастую дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно.
В таких условиях долг взрослого- помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.
Использования инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Это и определила актуальность моей работы.
Целью  моей работы является  развитие свободной творческой личности ребенка, через проектную деятельность.
Для достижения этой цели, были определенны следующие задачи,
это развитие у  детей:
  • ·        познавательной активности,
  •         мышления,
  •         коммуникативных способностей.

Для решения этих задач была создана предметно - развивающая среда, которая делится на центры активности:
 1.литературный центр
2.центр искусства
3. центр науки и природы
4. центр конструирования
5. центр математики и манипулятивных игр
6. центр сюжетно- ролевых и драматической игры/театр
7. центр «Открытая площадка»
8.центр кулинарии
9. центр «песок- вода»
Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Основой является проблема, при работе с которой необходимо следующее: иметь несколько вариантов решения (принцип необходимого разнообразия (принцип адекватности). Строить деятельность так, чтобы отдельные компоненты проблемы легко заменялись, корректировались, модернизировались.
Основной формой организации образовательного процесса с детьми является утренний сбор «Круг друзей», задачи которого  следующие.
1.     Установить комфортный социально-психологический климат в детском коллективе через:
·        свободное общение со сверстниками;
·        возможность высказать и  выслушать друг друга, получая удовольствие от общения;
·        сопереживание друг другу;
·        выбор партнера по своему желанию ( с кем бы хотел сотрудничать в центре).
2.     Дать детям новую информацию посредством:
·        введения в тему с помощью загадки, пословицы, сюрпризного момента;
·        создание мотивации и обеспечения делового заинтересованного настроя;
·        презентации центров.
3.     Организовать планирование деятельности  (выбор детьми центра активности, в котором они будут работать, определение содержания работы).
4.     Развивать самостоятельность, самоорганизацию.
Утренний сбор- это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе (рука в руке, глаза в глаза); рассказать,  о чем думаешь, что чувствуешь; задать вопросы; высказать свое  мнение. Основная задача состоит в том, чтобы развить у детей способность к самоанализу и самоорганизации, научить самостоятельно мыслить и выражать свое мнение.
С целью установления эмоционального  контакта утренний сбор начинается с приветствия, в котором выражается чувство радости от встречи детьми с или чувство сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища. Обратив внимание на стенд « Мое настроение», все вместе радуемся, что сегодня у всех хорошее настроение, или придумываем, как поднять настроение тем, у кого оно плохое. Затем предлагаю детям сказать друг другу «ласковушки»- комплименты по поводу внешнего вида, душевных и деловых качеств. Далее начинается обмен информацией: кто, что увидел по дороге в детский сад, какие интересные события произошли в жизни детей в ближайшее время. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема: как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желания всех детей. Для решения данной проблемы мы с детьми в группе решили, что они сами будут выбирать, кого они сегодня будут слушать. Но так чтобы,  в следующий раз, был другой ребенок, а не один и тот же. Таким образом, дети учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарь.
По всем правилам проектной деятельности тема проекта,  должна предлагаться детьми, исходя из своих интересов и потребностей. Но так как мы работаем в рамках основной общеобразовательной программы «Детство» (под редакцией – Татьяны.Игор.Бабаева и др.), есть комплексно- тематическое планирование для старшего дошкольного возраста. То, соответственно к выбору темы для проектов  подвожу я (воспитатель)
Выбор темы нового проекта и выявление интересов детей начинается с «модели трех вопросов».
Что вы знаете?

Что вы хотите  узнать?Что надо сделать для того, чтобы узнать?

Технология проектирования включает в себя  использование эффективных методов и приемов. Одним из них является метод исследования,  широко используемый для ответа на третий вопрос. Исследование помогает самостоятельно добывать знания и тем, самым повышает познавательный интерес. Для этого в нашей группе есть специальные обозначения.(слайд)

В нашей группе доминирующая деятельность- исследовательская, творческая, информационная. Составляется план – «паутинка», в которой отражается, содержание деятельности в центрах активности. Он может пополняться на протяжении всего проекта.  План – «паутинка» является образовательной основой плана. (представлен вам).

 Задача педагога  и родителей заключается в том, чтобы дополнить идеи детей, подобрать разнообразные материалы для реализации идей в разных центрах активности, предусмотреть интегрированность решения задач по разным видам деятельности в каждом из центров.

Для родителей на стенде вывешивается информационный лист «Письмо к родителям», в котором мы информируем какая тема, какую помощь нам могут оказать родители. Для себя я  отмечаю, кто из родителей может принять участие в той или иной работе.

Наиболее важным моментом в утреннем сборе является дидактическая часть, в ходе которой совместно с детьми осуществляется планирование деятельности по проекту в центах активности.

На следующих утренних сборах уже осуществляется процесс реализации, данного проекта через работу в центрах активности: центрах литературы, искусства, игры и драматизации, конструирования и т.д.
Следующим шагом планирования на утреннем сборе является выбор детьми центров активности. Для этого в группе есть стенд, где дети сами принимают решение в каком центре активности, они сегодня будут заниматься. Сразу работает не более двух центров активности, так как дети еще до конца не могут спланировать свою работу в центрах.

Моя задача (педагога) заключается в том, чтобы подобрать материалы разного уровня сложности и выложить различные вспомогательные пособия для поддержки самостоятельных действий: схемы, модели, литература во всех центрах  в зависимости от индивидуальных интересов и развития ребенка. Воспитатель в совместной деятельности выступает в роли ассистента, или партнера.

Спланированная работа может не быть закончена за один день. В моем случае проектная деятельность подразумевает работу продолжительностью неделю. Если ребенок не закончил работу он может закончить ее в вечернее время, в последующие дни, а помощники могут меняться в зависимости от желания детей.

Подведение итогов осуществляется на итоговом сборе, задача которого заключается в том, чтобы продемонстрировать результаты продуктивной деятельности, инициировать процесс самооценки достижений детей, выявить трудности, рассказать о свих замыслах на будущее.

Также на утреннем сборе дети могут высказать слова благодарности своим ассистентам( помощникам) или тем, кто оказал им помощь в работе. Иногда в процессе занятий в центрах активности возникают проблемы поведенческого характера, и тогда на утреннем сборе возникает необходимость привлечь детей к выработке определенных правил, в которых дается способ их выполнения. Привлекая детей в выработке правил позволяет им в дальнейшем осуществлять самоконтроль за своим поведением, а также требовать выполнения правил другими детьми.

По окончании работы над темой проекта я предлагаю детям вспомнить и обдумать все занятия в рамках проекта. Все вместе возвращается к списку вопросов о том, что дети хотели узнать данной по теме,  составленному в начале проекта, и всем предлагаю ответить на них. Это дает возможность понять, все ли дети поняли тему правильно, кто открыл что-то новое для себя, что особенно удивило, какое из занятий в проекте понравилось больше всего и почему.

По окончании и в ходе реализации проекта постоянно проводится анализ продуктов детской деятельности и результатов наблюдений за совместной и самостоятельной деятельностью детей в центрах активности в течение дня; обо всем этом информируются родители.

Из накопившихся фактов делается вывод об особенностях и о динамике продвижения ребенка по основным направлениям детской деятельности, включая и социально- личностное развитие. Результаты наблюдений фиксируются в индивидуальных картах развития и учитываются при определении последующих целей и задач образовательного процесса.

Хотелось бы отметить, что сравнивая начало года и середину года можно отметить положительную динамику в развитии у детей познавательной активности, коммуникативных  способностей и мышления.
Становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя хорошими родителями, поскольку вносят вклад в развитие своего ребенка.
Посещая группу, участвуя в ее деятельности, родители:
      видят, как их ребенок общается с другими детьми;
      начинают  больше понимать о детском развитии;
      получают представление о работе педагогов и начинают испытывать большее уважение к ним;
      обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми   дома;
      знакомятся с друзьями своих детей;
        устанавливают дружеские связи с другими родителями;
      помогают ребенку дома в освоении программы.
Хочется отметить как положительный результат, что благодаря участию родителей в педагогическом процессе у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка.
Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование, а в работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения), реализуется личностно-ориентированный, компетентный и развивающий подходы к обучению и воспитанию.
Он позволяет развивать мотивацию, способствует формированию навыков сотрудничества детей и взрослых, помогает осуществлять деятельностный подход в обучении, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.


Комментариев нет :

Отправить комментарий