ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ТЕХНОЛОГИЯ №1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ
 ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
 (С. И. Гин. Т.А.Сидорчук, А. А. Нестеренко, И. Н. Мурашковская, Н. Н. Хоменко.)

Ссылка для скачивания:

https://cloud.mail.ru/public/xvTS/cubf2uccv

"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта"

(Г.С. Альтшуллер). 

Актуальность:

Одной из главных задач развития детей дошкольного возраста является задача развития речи. Для успешного овладения школьной программой, у дошкольника должно быть сформировано умение связно высказывать свои мысли, строить диалоги, составлять небольшие рассказы на заданную тему.    Особая острота проблемы состоит в том, что дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения.

Таким образом, весьма актуальной является проблема поиска методик и технологии для развития речи и их системного использования, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

О технологии:

 

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) технология возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера.

 В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

 ТРИЗ-педагогика, адаптированная к дошкольному детству, ставит целью формирование нестандартного мышления, поисковой активности, способствует развитию речи и творческого воображения.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению. 

Цель:

 развитие у детей старшего дошкольного возраста связной речи в процессе игровой деятельности, а также развитие познавательных процессов детей (память, мышление, воображение) посредством методов и приемов технологии ТРИЗ

Задачи:

1. Пополнять словарный запас детей, развивая грамматический строй речи.

2. Развить речевую практику детей, для овладения ими навыков общения.

3. Способствовать освоению детьми типовыми приемами фантазирования для развития воображения и решения проблем.

4. Развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли.

5. Развивать творческое воображение, фантазию в речевых высказывания. Научить детей решению творческих задач.

6. Создать условия для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса, оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами, антонимами, нестандартными ответами).

 7. Сформировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера.

 8. Воспитывать творческую личность, применять знания по ТРИЗ на других занятиях и в повседневном общении. 

Предполагаемые результаты:

Применение ТРИЗ технологии в работе с детьми приведёт к положительной динамике развития у дошкольников связаной речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. У детей не просто будет  развиваться фантазия, они научатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Благодаря ТРИЗ технологиям мы сможем вырастить из ребенка развитую личность, с хорошо развитой речью, человека, умеющего найти выход из любой ситуации.

 Приложение№1

Аналитическая записка о выполнении образовательной технологии 

«ТРИЗ технология в речевом развитии дошкольников»

(С. И. Гин. Т.А.Сидорчук, А. А. Нестеренко, И. Н. Мурашковская, Н. Н. Хоменко.)

за 2021- 2022 учебный год

организация

мероприятие

год

примечание

с детьми

1.

МАОУ ДСОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова (дошкольное отделение «Подмосковье»)

Сочиняем сказку с помощью «Волшебного мешочка»

2021г.

Мнемотаблица и конспект НОД

2.

МАОУ ДСОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова (дошкольное отделение «Подмосковье»)

Сочиняем сказку  методом каталога.

2022г.

Схема (таблица) составления сказки

с родителями

1.

МАОУ ДСОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова (дошкольное отделение «Подмосковье»)

Консультация «Развитие речи детей по технологии ТРИЗ»

2021г.

Наглядная информация,

сайт группы

с педагогами

1.

МАОУ ДСОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова (дошкольное отделение «Подмосковье»)

Консультация « Использование приемов ТРИЗ технологии в развитие речи детей дошкольного возраста»

2022г.

Наглядная информация,

сайт группы

Аналитическая записка о выполнении образовательной технологии 

«ТРИЗ технология в речевом развитии дошкольников»

(С. И. Гин. Т.А.Сидорчук, А. А. Нестеренко, И. Н. Мурашковская, Н. Н. Хоменко.)

за 2022- 2023 учебный год

организация

мероприятие

год

примечание

с детьми

1.

МАОУ ДСОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова (дошкольное отделение «Подмосковье»)

Сочиняем загадки про овощи и фрукты по проекту «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

2022г.

Таблица

2.

МАОУ ДСОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова (дошкольное отделение «Подмосковье»)

Работа с «системным оператором»

2023г.

Схема (таблица)

с родителями

1.

МАОУ ДСОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова (дошкольное отделение «Подмосковье»)

Папка-передвижка «Развиваем воображение с помощью ТРИЗ»

2022г.

Наглядная информация,

сайт группы

с педагогами

1.

МАОУ ДСОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова (дошкольное отделение «Подмосковье»)

Мастер – класс «Сочинение загадок с использованием приемов ТРИЗ »

2023г.

Наглядная информация,

сайт группы


ТЕХНОЛОГИЯ №2

ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ,
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ  У ДОШКОЛЬНИКОВ»

 (О.В. Дыбина, Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова)




«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей

деятельности в период дошкольного развития ребёнка».

А.Н. Поддъяков.

 

 

Актуальность:

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.   

 О технологии:

Технологию детского экспериментирования в ДОО можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта. Реализация данной технологии предполагает использование исследовательского и деятельностного подходов.

    Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом.

Деятельностный подход объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем.

Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

В ходе экспериментально - познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала.

 В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем; включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев - насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента: решения задачи или ситуации. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

Все групповое пространство должно быть распределено на центры, которые доступны детям. Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах необходимо оборудовать центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. 

В младшем дошкольном возрасте - это:

o        вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

o        активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

o        способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта;

o        формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты)

В старшем дошкольном возрасте – это:

o        формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

o        развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

o        формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

o        развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;

o        способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.

То есть, при отборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического развития ребенка – сензитивности разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований; а также жизненный опыт дошкольника.

Цель:

Создание условии для осуществления детского экспериментирования, развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в поисковой деятельности.

 

Задачи:

 

1.Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем.

2. Учить детей проверять возможные решения экспериментальным путем.

3.Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их.

 4. Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

 5. Развивать у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности.

 6. Развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.

 

Предполагаемые результаты:

ü у дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой;

ü сформируются навыки исследовательской деятельности;

ü сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей;

ü повыситься уровень познавательной активности.

Приложение№2

 

Аналитическая записка о выполнении образовательной технологии 

«Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников»

(О.В. Дыбина, Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова)

                                          за 2021- 2022 учебный год 


организация

мероприятие

год

примечание

с детьми

1.

МАОУ ДСОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова (дошкольное отделение «Подмосковье»)

Эксперименты с воздухом

«Воздух -невидимка и волшебник»

2021г.

конспект НОД

2.

МАОУ ДСОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова (дошкольное отделение «Подмосковье»)

Эксперименты с водой, снегом

«В гости Капелька пришла»

2022г.

конспект НОД, составление схем (таблиц) по этапам экспериментирования и занесение полученных результатов

с родителями

1.

МАОУ ДСОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова (дошкольное отделение «Подмосковье»)

Анкетирование «Выявление отношения родителей к опытно - экспериментальной активности детей»

2021г.

анкета

2.

МАОУ ДСОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова (дошкольное отделение «Подмосковье»)

Консультация

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

2022г.

Наглядная информация,

сайт группы

с педагогами

1.

МАОУ ДСОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова (дошкольное отделение «Подмосковье»)

Консультация

«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования.»

2022г.

Наглядная информация,

сайт группы


Приложение№ 5

 

Аналитическая записка о выполнении образовательной технологии 

«Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников»

(О.В. Дыбина, Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова)

за 2022- 2023 учебный год

организация

мероприятие

год

примечание

с детьми

1.

МАОУ ДСОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова (дошкольное отделение «Подмосковье»)

Эксперименты с материалами на которых можно писать

в рамках проекта «Как появилась книга»

2022г.

Проект «Как появилась книга», таблица с результатами эксперимента.

2.

МАОУ ДСОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова (дошкольное отделение «Подмосковье»)

Эксперименты со снегом в рамках проекта «В гостях у зимних месяцев»

2023г.

Проект «В гостях у зимних месяцев», составление схем (таблиц) по этапам экспериментирования и занесение полученных результатов

с родителями

1.

МАОУ ДСОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова (дошкольное отделение «Подмосковье»)

1.   Консультация «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к

познавательному экспериментированию?»

 

2023г.

Наглядная информация,

сайт группы

с педагогами

1.

МАОУ ДСОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова (дошкольное отделение «Подмосковье»)

Мастер – класс

«Экспериментирование по сказке.»

2022г.

Практическая деятельность с педагогами ДОУ. 


Комментариев нет :

Отправить комментарий