Скачать:
Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют родителей «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т.д.». Но зачастую дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно.
В таких условиях долг взрослого- помочь
ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в
виде новых знаний.
Использования инновационных педагогических
технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и
одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Это и определила актуальность моей
работы.
Целью
моей работы является развитие
свободной творческой личности ребенка, через проектную деятельность.
Для достижения этой цели, были
определенны следующие задачи,
это развитие у детей:
- · познавательной активности,
- мышления,
- коммуникативных способностей.
Для решения этих
задач была создана предметно - развивающая среда, которая делится на центры
активности:
1.литературный центр
2.центр
искусства
3. центр науки и
природы
4. центр
конструирования
5. центр
математики и манипулятивных игр
6. центр сюжетно-
ролевых и драматической игры/театр
7. центр
«Открытая площадка»
8.центр
кулинарии
9. центр «песок-
вода»
Проектная
деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может
быть решена прямым действием. Основой является проблема, при работе с которой необходимо следующее: иметь
несколько вариантов решения (принцип необходимого разнообразия (принцип
адекватности). Строить деятельность так, чтобы отдельные компоненты проблемы
легко заменялись, корректировались, модернизировались.
Основной
формой организации образовательного процесса с детьми является утренний сбор
«Круг друзей», задачи которого
следующие.
1. Установить
комфортный социально-психологический климат в детском коллективе через:
·
свободное общение со сверстниками;
·
возможность высказать и выслушать друг друга, получая удовольствие от
общения;
·
сопереживание друг другу;
·
выбор партнера по своему желанию ( с кем
бы хотел сотрудничать в центре).
2. Дать
детям новую информацию посредством:
·
введения в тему с помощью загадки,
пословицы, сюрпризного момента;
·
создание мотивации и обеспечения
делового заинтересованного настроя;
·
презентации центров.
3. Организовать
планирование деятельности (выбор детьми
центра активности, в котором они будут работать, определение содержания
работы).
4. Развивать
самостоятельность, самоорганизацию.
Утренний
сбор- это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе (рука в руке,
глаза в глаза); рассказать, о чем
думаешь, что чувствуешь; задать вопросы; высказать свое мнение. Основная задача состоит в том, чтобы
развить у детей способность к самоанализу и самоорганизации, научить
самостоятельно мыслить и выражать свое мнение.
С
целью установления эмоционального контакта утренний сбор начинается с
приветствия, в котором выражается чувство радости от встречи детьми с или
чувство сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища. Обратив внимание
на стенд « Мое настроение», все вместе радуемся, что сегодня у всех хорошее
настроение, или придумываем, как поднять настроение тем, у кого оно плохое.
Затем предлагаю детям сказать друг другу «ласковушки»- комплименты по поводу
внешнего вида, душевных и деловых качеств. Далее начинается обмен информацией:
кто, что увидел по дороге в детский сад, какие интересные события произошли в
жизни детей в ближайшее время. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому
всегда возникает проблема: как в течение небольшого отрезка времени
удовлетворить желания всех детей. Для решения данной проблемы мы с детьми в
группе решили, что они сами будут выбирать, кого они сегодня будут слушать. Но
так чтобы, в следующий раз, был другой
ребенок, а не один и тот же. Таким образом, дети учатся правилам речевого
диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарь.
По
всем правилам проектной деятельности тема проекта, должна предлагаться детьми, исходя из своих
интересов и потребностей. Но так как мы работаем в рамках основной
общеобразовательной программы «Детство»
(под редакцией – Татьяны.Игор.Бабаева и др.), есть комплексно- тематическое
планирование для старшего дошкольного возраста. То, соответственно к выбору
темы для проектов подвожу я
(воспитатель)
Выбор темы нового проекта и выявление интересов
детей начинается с «модели трех вопросов».
Что вы знаете?
Что вы хотите
узнать?Что надо сделать для того, чтобы узнать?
Технология проектирования включает в себя использование эффективных методов и приемов.
Одним из них является метод исследования,
широко используемый для ответа на третий вопрос. Исследование помогает самостоятельно
добывать знания и тем, самым повышает познавательный интерес. Для этого в нашей
группе есть специальные обозначения.(слайд)
В
нашей группе доминирующая деятельность- исследовательская, творческая,
информационная. Составляется план – «паутинка», в которой отражается,
содержание деятельности в центрах активности. Он может пополняться на
протяжении всего проекта. План –
«паутинка» является образовательной основой плана. (представлен вам).
Задача педагога и родителей заключается в том, чтобы
дополнить идеи детей, подобрать разнообразные материалы для реализации идей в
разных центрах активности, предусмотреть интегрированность решения задач по
разным видам деятельности в каждом из центров.
Для
родителей на стенде вывешивается информационный лист «Письмо к родителям», в
котором мы информируем какая тема, какую помощь нам могут оказать родители. Для
себя я отмечаю, кто из родителей может
принять участие в той или иной работе.
Наиболее
важным моментом в утреннем сборе является дидактическая часть, в ходе которой
совместно с детьми осуществляется планирование деятельности по проекту в центах
активности.
На
следующих утренних сборах уже осуществляется процесс реализации, данного
проекта через работу в центрах активности: центрах литературы, искусства, игры
и драматизации, конструирования и т.д.
Следующим
шагом планирования на утреннем сборе является выбор детьми центров активности.
Для этого в группе есть стенд, где дети сами принимают решение в каком центре
активности, они сегодня будут заниматься. Сразу работает не более двух центров
активности, так как дети еще до конца не могут спланировать свою работу в
центрах.
Моя
задача (педагога) заключается в том, чтобы подобрать материалы разного уровня
сложности и выложить различные вспомогательные пособия для поддержки
самостоятельных действий: схемы, модели, литература во всех центрах в зависимости от индивидуальных интересов и
развития ребенка. Воспитатель в совместной деятельности выступает в роли
ассистента, или партнера.
Спланированная
работа может не быть закончена за один день. В моем случае проектная
деятельность подразумевает работу продолжительностью неделю. Если ребенок не
закончил работу он может закончить ее в вечернее время, в последующие дни, а
помощники могут меняться в зависимости от желания детей.
Подведение
итогов осуществляется на итоговом сборе, задача которого заключается в том,
чтобы продемонстрировать результаты продуктивной деятельности, инициировать
процесс самооценки достижений детей, выявить трудности, рассказать о свих
замыслах на будущее.
Также
на утреннем сборе дети могут высказать слова благодарности своим ассистентам(
помощникам) или тем, кто оказал им помощь в работе. Иногда в процессе занятий в
центрах активности возникают проблемы поведенческого характера, и тогда на
утреннем сборе возникает необходимость привлечь детей к выработке определенных
правил, в которых дается способ их выполнения. Привлекая детей в выработке
правил позволяет им в дальнейшем осуществлять самоконтроль за своим поведением,
а также требовать выполнения правил другими детьми.
По
окончании работы над темой проекта я предлагаю детям вспомнить и обдумать все
занятия в рамках проекта. Все вместе возвращается к списку вопросов о том, что
дети хотели узнать данной по теме, составленному в начале проекта, и всем
предлагаю ответить на них. Это дает возможность понять, все ли дети поняли тему
правильно, кто открыл что-то новое для себя, что особенно удивило, какое из
занятий в проекте понравилось больше всего и почему.
По
окончании и в ходе реализации проекта постоянно проводится анализ продуктов
детской деятельности и результатов наблюдений за совместной и самостоятельной
деятельностью детей в центрах активности в течение дня; обо всем этом
информируются родители.
Из
накопившихся фактов делается вывод об особенностях и о динамике продвижения
ребенка по основным направлениям детской деятельности, включая и социально-
личностное развитие. Результаты наблюдений фиксируются в индивидуальных картах
развития и учитываются при определении последующих целей и задач образовательного
процесса.
Хотелось бы отметить, что сравнивая
начало года и середину года можно отметить положительную динамику в развитии у
детей познавательной активности, коммуникативных способностей и мышления.
Становясь активными участниками
общественной жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя
хорошими родителями, поскольку вносят вклад в развитие своего ребенка.
Посещая группу, участвуя в ее
деятельности, родители:
•
видят, как их ребенок общается с другими
детьми;
•
начинают
больше понимать о детском развитии;
•
получают представление о работе
педагогов и начинают испытывать большее уважение к ним;
•
обучаются видам деятельности, которыми
можно с удовольствием заниматься с детьми
дома;
•
устанавливают дружеские связи с другими
родителями;
•
помогают ребенку дома в освоении
программы.
Хочется отметить как положительный
результат, что благодаря участию родителей в педагогическом процессе у детей
формируется чувство гордости, повышается самооценка.
Таким образом, используя в своей работе
педагогическое проектирование, а в работе с дошкольниками методику работы с
детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения),
реализуется личностно-ориентированный, компетентный и развивающий подходы к
обучению и воспитанию.
Он позволяет развивать мотивацию,
способствует формированию навыков сотрудничества детей и взрослых, помогает
осуществлять деятельностный подход в обучении, отразить субъективную позицию
ребенка в педагогическом процессе.
Комментариев нет :
Отправить комментарий