Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников среднего возраста в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования «Югорский трамплин»

Консультация для педагогов дошкольного образования по развитию умения взаимодействовать в паре у дошкольников среднего возраста в рамках образовательной программы дошкольного образования "Югорский трамплин"

Скачать:


Слайд 2
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №  1155 (далее — ФГОС ДО), образовательная программа ДОО должна быть направлена на позитивную социализацию ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Общение ребенка на протяжении всего дошкольного детства рассматривается как один из ведущих видов деятельности, обеспечивающих его развитие и социализацию.
Слайд 3
Среди целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования ребенок характеризуется как активно взаимодействующий со сверстниками и взрослыми, способный договариваться, учитывать интересы и чувства других людей.
Учитывая это, развитие у дошкольников умения взаимодействовать друг с другом в паре и в группе должно стать одной из центральных задач деятельности педагога, постоянно находящейся в поле его внимания. Вспомним слова А. Камю: «Великий вопрос жизни — как жить среди людей?». На этот вопрос ребенок должен получать ответы уже в дошкольном детстве. Эти ответы должны быть понятны ему, естественны и благоприятны для него в текущей жизненной ситуации, закладывать основы его успешного и эффективного вхождения в мир людей.
В Образовательной  программе дошкольного образования «Югорский трамплин», ребенок является не объектом, а субъектом, участвующим в своем собственном развитии, поэтому особенно важно способствовать автономии детей, развитию у них инициативы, чувства собственного достоинства, а также создавать условия для развития сотрудничества со сверстниками и взрослыми, т.е. для создания сообщества детей и взрослых в группе детского сада.
В программе предоставляется возможность каждому ребенку право выбора деятельности, партнера, средств и пр. Когда у детей есть возможность выбирать деятельность и партнёров по игре, то дети понимают, что педагог их уважает и верит в их способность планировать свою деятельность и осуществлять задуманное. Педагог помогает  детям осуществлять выбор партнера,   взаимодействовать с ним.
Проблема в том, что дети не всегда видят сверстника, при затруднении в деятельности обращаются к педагогу. А для полноценного  социального развития ребенку необходимы  контакты со сверстниками.  Поэтому, умение взаимодействовать в паре- одно из важнейших. Оно имеет особую коммуникативную и деятельностную природу, особую значимость.
Слайд 4
Чтобы понять эту особенность, необходимо вспомнить, какие стороны общения выделяют психологи. В классической социальной психологии в общении выделяются три стороны, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении:
  • Коммуникативная- связана с передачей информации(обеспечивается речевым развитием ребенка);
  • Перцептивная – связана с пониманием и познанием другого человека ( является естественным результатом общения);
  • Интерактивная- связана с обеспечением взаимодействия и совместной деятельности людей.
Отсюда следует, что взаимодействие в паре – это вид совместной деятельности людей,  который обеспечивается общением, и это общение должно быть направлено на обеспечение успешности этого взаимодействия.
Слайд 5
Взаимодействие в паре представляет собой слитный, целостный процесс совместной деятельности и общения. Значение развития в дошкольном возрасте умения взаимодействовать в паре велико.
 Во- первых, оно является видом совместной деятельности, развивает социальность  ребенка, его готовность к успешному взаимодействию с другими людьми в процессе достижения социальных в т.ч. производственных, целей.
Во – вторых, умение взаимодействовать в паре готовит дошкольника к взаимодействию в группе.
 В- третьих, создает условия для развития социальных мотивов поведения. Дети учатся подчинять свои личные сиюминутные интересы цели совместной деятельности пары.
В- четвертых, ребенок получает опыт «лидерства- сотрудничества- подчинения», а именно: возможность вести за собой, настаивать на своей позиции, либо взаимодействовать на равных, либо подчиняться. Причем эти три вида опыта одинаково важны.
В – пятых, развиваются многие коммуникативные умения, например,  умение слушать другого, формулировать и объяснять свою позицию, договариваться, поддерживать и т.д.
Для того, чтобы к началу школьного возраста это умение было освоено, его развитие должно осуществляться постепенно и пройти в дошкольном периоде три этапа.
Слайд 6
Первый этап-  4-5 лет ( средний возраст)- должен быть направлен на то, чтобы дети получили позитивный опыт работы в паре и в группе сверстников под руководством взрослого.
Второй этап - дети 5-6 лет( старшая группа)- заключается в получении дошкольниками опыта договора пары о выборе предмета деятельности под руководством взрослого, развитии самостоятельности и творчества в совместной деятельности.
Третьи этап- 6-7 лет( подготовительная группа)-  должен обеспечивать полученный детьми опыт осознанного и самостоятельного договора в паре и группе о предмете и способе деятельности.
В рамках данной консультации я  остановлюсь на первом этапе:
У дошкольников среднего возраста отношения со сверстниками только начинают складываться, поэтому важно, чтобы уже с младшего возраста ребенок приобрел положительный опыт совместной работы.
Большие возможности для приобретения дошкольниками опыта взаимодействия со сверстниками является  совместная продуктивная  деятельность. В ней перед детьми ставится одна общая цель -создать тот или иной вещественный продукт, а процесс его изготовления разделяется на отдельные, но зависимые друг от друга операции. Дошкольники попадают в такие условия, что они должны вступать в отношения сотрудничества - согласования и соподчинения действий.
Слайд 7
Выделяются четыре части работы по организации начальных форм сотрудничества.
На начальном этапе работы с детьми основное внимание уделяется первой и второй частям  организации начальных форм сотрудничества -демонстрации нормативных способов сотрудничества и объединению дошкольников в пары; далее- третья часть,  собственно взаимодействие детей; четвертая часть - анализ и оценка продуктов деятельности.
Отмечу, что на начальном этапе третья часть  является очень непродолжительная по времени. А когда дети приобретают навыки сотрудничества, значительно сокращается количество времени, требующееся для организации подготовительной работы, наоборот,   увеличивается время непосредственного сотрудничества детей в процессе совместной продуктивной деятельности.
 Первая часть – вербальное обозначение взрослым ситуации занятия: напоминание правил игры или содержания продуктивной деятельности, обсуждение вместе с детьми адекватного способа совместного выполнения задания.
Вторая часть – образование диад( пар). Естественное объединение дошкольников по собственному желанию; помощь взрослого детям, испытывающим затруднения в выборе партнеров.
Третья часть – собственно взаимодействие ребенка со сверстником: самостоятельное распределение обязанностей в паре, разделение операций, совместное выполнение задания, помощь взрослого в тех случаях, когда возникающие между детьми разногласия могут привести к разрушению совместных действий. Если пары дошкольников не справляются с заданием, с ними еще раз проговаривается соответствующий способ взаимодействия.
Неизбежно возникающие конфликтные ситуации, негативное поведение детей обсуждается только с конкретной парой дошкольников, без привлечения внимания остальных сверстников. Детям предоставляется возможность высказать свои претензии друг к другу, предположения, почему у них что-то не получилось, то есть осознать неудачу. Для того чтобы у дошкольников не осталось отрицательного впечатления о совместной работе, я как педагог ненавязчиво направляю их на повторное выполнение задания.
Поэтому, предварительная работа педагога является главным условием  по взаимодействию детей  в парах. Дети должны осознать необходимость договора (самостоятельно договориться и сказать  об этом), а так же реально договорится между собой в процессе деятельности. Педагог должен акцентировать важность договора пары для того,  чтобы цель совместной деятельности была достигнута. (Создание рисунка, поделки, картинки, любого продукта совместной деятельности).
В образовательной деятельности по программе «Югорский трамплин», пары детей,  которые справились с заданиями,  могут покинуть(НОД) до его завершения, пойти  в дополнительный центр(сюжетно- ролевой игры и театра, конструирования, центр искусства). В то же время выделяются дети, которые, выполнив задание, предлагают своему партнеру повторить его еще раз или выбирают другого сверстника для совместной работы. В обоих случаях пожелания детей учитываются: педагог не удерживает их, если они не хотят продолжать взаимодействие и, наоборот, предоставляет дополнительный материал тем парам дошкольников, которые высказывают пожелание поработать вместе.
Четвертая часть – анализ и оценка продуктов деятельности. На данном этапе,  ведущая роль остается за педагог, который после выполнения задания организовывает выставку детских работ, обращает внимание детей на работы сверстников, предлагает рассмотреть их, сравнить со своими, давая при этом образец доброжелательной конструктивной оценки.
После нескольких образовательных ситуации, когда дети приобретают небольшой предварительный опыт взаимодействия со сверстниками, на кукольных персонажах можно проигрывать «отрицательный образец» взаимодействия (куклы выполняют задание, не обращая внимания друг на друга, ссорясь, отбирая материал и т.п.). В итоге они «не справляются с заданием» Далее с детьми обсуждаются причины сложившейся негативной ситуации, предлагается сказать, как бы они поступили в данном случае. Таким образом, я подвожу детей к осознанию необходимости предварительной договоренности с партнером о порядке действий. После этого куклам «предоставляется возможность исправиться», то есть выполнить задание верно, сообща (для того, чтобы у детей не зафиксировался отрицательный пример взаимодействия). После демонстрации образца того или иного способа взаимодействия я  предлагаю детям, проиграть свои вариант ситуации с кем-нибудь из товарищей.
Поэтапная работа по обучению детей   взаимодействию  в паре, позволяет перейти на другой уровень развития продуктивного взаимодействия дошкольников к объединению их в более многочисленные подгруппы, по 3 -4 человека. Каждое последующее занятие усложняется по сравнению с предыдущим как в плане предлагающегося детям содержания работы, так и по линии условий для возникновения коллективного замысла будущего продукта.
Таким образом, развитие умения взаимодействовать в паре у  детей  дошкольного возраста стимулирует  речевую активность, самостоятельность, способствуют овладению необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; навыками само и взаимного контроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении.

Предварительный просмотр:




Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Комментариев нет :

Отправить комментарий