Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности дошкольников среднего возраста в игровой культурной практике в рамках образовательной программы дошкольного образования "Югорский трамплин"

Статья о способах поддержки детской инициативы и самостоятельности дошкольников среднего возраста в игровой культурной практике в рамках дошкольной образовательной программы " Югорский трамплин"

Скачать:


«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и правильного развития».
Д. В. Менджерицкая

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Самостоятельность дошкольника неразрывно связана проявлением его инициативы. Что такое инициатива и самостоятельность?
Инициативность характеризуется как черта детской личности,  которая включает в себя способность и склонность к активным и самостоятельным действиям.
Самостоятельность - не только выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определения собственной задачи и способов ее решения, но и свобода поведения.
Важность развития детской инициативы и самостоятельности подчеркивает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в частности в  целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования:
  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и другие;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. [3,с.21]
Мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка являются культурные практики.
Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающегося с первых дней его жизни.
Среди культурных практик можно выделить манипулирование с предметами, фантазирование, творческую деятельность, продуктивные виды деятельности, коллекционирование, экспериментирование, игру, поисково-исследовательскую деятельность и другие. Культурные практики могут формироваться во взаимодействии ребенка со взрослым и при постоянно развивающихся самостоятельных действиях. [1,с.88]
В качестве ведущей культурной практики в дошкольном возрасте выступает игра. Она позволяет создать событийно организованное пространство образовательной деятельности взрослых и детей. Игра как культурная практика развивает ребенка и приобщает его к духу игровой культуры с ее специфическими чертами: свободным выбором и необязательностью, внутренней целью, заключающейся в самом процессе деятельности.
Как помочь детям развить эти ценные качества с помощью игровой культурной практики?
В образовательной программе дошкольного образования «Югорский трамплин», уделяется большое внимание созданию игровой развивающей среды, то есть условиям для развития инициативного поведения детей, где пространство группы разделено на центры активности. Такая игровая среда в группе, помогает реализации основополагающего принципа программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром - через игру и открытия. [4,с.13]
В среднем дошкольном возрасте в игровой культурной практике идет освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм. [2,с.82]
Для эффективной организации и поддержки разнообразной игровой деятельности детей, используются следующие подходы:
  • наблюдение за деятельностью детей: что им интересно, чем они предпочитают заниматься в свободное время (вид и форма организации деятельности, ее содержание и т.д.),  которые фиксируются в индивидуальных картах наблюдений;
  • используя личностно - ориентированный подход в игровой деятельности;
  • поддержка самостоятельной игровой деятельности через насыщенность содержания центра сюжетно – ролевой игры и театра в группе;
  • рациональное использование времени в режиме дня для организованной и свободной игровой деятельности детей.
В качестве основного метода поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников средней группы можно использовать, комплексный метод, разработанный Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой, который включает следующие компоненты:
  • планомерное обогащение жизненного опыта;
  • совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
  • своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни. [2,с.85 ]
Педагогическая задача в игровой культурной практике - переводить детей к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.
Каким же образом можно формировать эти умения у детей дошкольного возраста?
Решение этой задачи возможно в совместной игре педагога с детьми, где, педагог является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра развертываться особым образом, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также была возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета (таблица 1).
Таблица 1
Модель поддержки детской инициативы, при двух типах образовательной ситуации
Предметно - игровая
Сюжетно -  игровая
Содержание образовательных ситуаций
Многообразная предметная среда, определяющая исследовательскую активность ребенка, его предметно – игровые действия.
Адекватные дошкольному возрасту культурные практики при ведущей роли игровой деятельности, формирующие представления о целостной деятельности, нормах совместной деятельности, об окружающем мире.
Содержание совместной образовательной деятельности
Свободная деятельность ребенка и совместная партнерская деятельность взрослого с детьми при ведущей роли самостоятельной деятельности детей.
Предметно - игровая
Сюжетно -  игровая
Позиция
«Я есть Мы»
«Я как Ты»
Действия дошкольников
Изображает роль действия с предметами. Использует новые предметы в действии. Подражает взрослому, сотрудничает с ним в игре, выполняет его задания.
Моделирует в сюжетной игре деятельность и отношения взрослых. Исследует природный и социальный мир. Сотрудничает со сверстниками.
Смысл действий дошкольников
Реализация собственных побуждений к действиям, стремление действовать «как взрослый», заслужить одобрение близкого взрослого.
Стремление войти в мир взрослых, проникнуть в смысл и мотивы деятельности взрослых, познать окружающий мир.
Предметно - игровая
Сюжетно -  игровая
Действия педагога
Создает насыщенную предметную среду. Направляет активность детей на культурные практики.
Инициирует совместные действия и занятия по освоению культурных средств - способ в действия.
Проявляет заинтересованность в деятельности детей и совместной деятельности, включается во взаимодействие с детьми в культурных практиках, в обсуждение результатов действий.
Смысл действий педагога
Перевод ненаправленной активности детей в русло культурных практик, вовлечение детей в основные формы совместной деятельности.
Актуализация творчества детей, оснащение образовательным содержанием основных форм совместной деятельности.
Руководствуясь этой моделью, деятельность  педагога можно разделить на два этапа:
Первый этап - игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; педагог, последовательно меняет свои роли в ходе игры. Не нужно рассказывать детям предварительно сюжет, а можно сразу начинать игру, предлагая ребенку основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую его. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры – педагог их обязательно принимает. Например, сюжетно - ролевая игра «Магазин», педагог, берет  на себя роль покупателя, а ребенку предлагается роль продавца. Сделав покупки, они переходят к следующей сюжетно - ролевой игре «Семья», где ребенок в роли мамы готовит обед, а педагог в роли дочери ей помогает.
На втором этапе – в процессе игры с детьми, педагог, вступает в ролевое взаимодействие, активируя ролевой диалог, «замыкая» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. При этом вся игра носит импровизированный характер.
Как же проявляется инициатива и самостоятельность ребенка в игровой культурной практике?
Проявление самостоятельности
Проявление инициативы
Поиск партнера по игре, придумывание новых правил, замещение известных предметов для игр
желание пробовать новые виды игр с разными детьми в разных игровых центрах
Развитие эмоциональной насыщенности игры как способа развития нравственного и социального опыта
Использование режиссерских и театрализованных игр
В ходе наблюдения за игровой деятельностью детей среднего дошкольного возраста наблюдается проявление инициативности во всех культурных практиках, а в игровой культурной практике больше всего проявляется «творческая инициатива» или креативность. «Творческая инициатива» - это один из критериев оценки индивидуального развития ребенка по освоению образовательной  программы дошкольного образования «Югорский трамплин».
 Творческая инициатива определяется по трем уровням:
1-й уровень
Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.
2-й уровень
Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я - шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.
3-й уровень
Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.
И чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичное развитие личности.
При эффективной и правильной педагогической поддержке, игра становится уже не ведущей, а преобладающей деятельностью, в которой активно проявляется самостоятельность и инициативность ребенка.
Литература

  1. Борохович Л. Ю. Способы развития детской инициативы и самостоятельности в культурных практиках.// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.2015. №11.88 с.
  2. Зворыгина Е.В., Новоселова С. Л. Комплексное руководство формированием игрой старших дошкольников. М.: Просвещение, 1986 .82, 85 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155//Российская газета. 2013. 25 ноября. 21с. [Электронный ресурс]: Режим доступаwww.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
  4. Югорский трамплин. Региональная образовательная программа дошкольного образования //Под ред. Е.Г. Юдиной, Л.С. Виноградовой —Ханты-Мансийск.- Москва.: 2010.13 с.

Комментариев нет :

Отправить комментарий